В Беларуси завершено реформирование порядка обжалования судебных постановлений
В Беларуси завершено реформирование апелляционного порядка пересмотра не вступивших в законную силу приговоров судов всех уровней, включая Верховный Суд. Это предусмотрено Законом «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь», вступившим 27 июля в силу, сообщает со ссылкой на пресс-службу ВС.
Также концептуально преобразованы последующие стадии уголовного процесса — после вступления окончательных судебных решений в законную силу.
В соответствии с положениями закона в новой редакции изложен раздел ХⅡ УПК «Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных решений (кассационное, надзорное производство)».
«Впервые в истории суверенной Беларуси изменяется процессуальный порядок пересмотра вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по уголовным делам — вводится кассационная стадия судопроизводства, а также кардинальным образом реформируется производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора», — отметили в пресс-службе.
По закону действовавшие ранее четыре надзорные инстанции преобразуются в две кассационные и две — собственно надзорные. Одновременно из компетенции Пленума Верховного Суда исключается рассмотрение в порядке надзора конкретных уголовных дел.
Кассационный пересмотр вступивших в законную силу постановлений будет осуществляться на базе президиумов областных судов — по отношению к приговорам районных судов, апелляционным определениям областных, Минского городского судов, а производство по уголовным делам в порядке надзора будет сконцентрировано непосредственно в высшей судебной инстанции — Верховном Суде (в рамках судебной коллегии по уголовным делам и Президиума Верховного Суда).
Основной задачей двух стадий — кассации и надзора — является создание своеобразных «фильтров», относящихся к экстраординарным процедурам судопроизводства, для обнаружения и исправления возможных судебных ошибок.
В отличие от существовавшей стадии судебного надзора законом предусмотрен более высокий качественный уровень коллегиального рассмотрения жалоб и протестов с возможным участием осужденных и иных заинтересованных лиц.
Отмечается, что это позволит обеспечить баланс в полномочиях проверочных судебных инстанций, исключить дублирование их компетенций и функций и обеспечит исключительный характер судебного надзора.
Новым законом предусмотрено создание апелляционной инстанции и для самого Верховного Суда, к компетенции которой отнесено рассмотрение жалоб и протестов на не вступившие в законную силу решения и приговоры Верховного Суда, вынесенные им по первой инстанции. При этом уголовные дела апелляционной инстанцией Верховного Суда будут рассматриваться в составе трех профессиональных судей и двух народных заседателей.
Изменения Уголовно-процессуального кодекса были вынесены на совещание у Президента Беларуси Александра Лукашенко 11 февраля 2022 года. Глава государства тогда подчеркнул, что именно от суда ждут выверенных, справедливых и законных правовых решений. «Уголовное судопроизводство здесь на особом счету. Серьезность рассматриваемых вопросов и последствий выносимых судебных постановлений требует крайне взвешенного подхода к реформированию данной сферы. Тем более когда дело касается такого чувствительного для людей момента, как обжалование решений суда», — подчеркнул Президент.