Мнение: День народного единства подчеркивает самодостаточность белорусской нации
День народного единства подчеркивает самодостаточность белорусской нации. Такое мнение высказала директор Воложинского краеведческого музея Наталия Ловчая.
Для Воложинского района это особый праздник — в 1921-1939 годах часть его территории входила в состав Польши. В музее к памятной дате объединения Западной и Восточной Беларуси подготовили тематическую экспозицию, которая рассказывает о том времени. Также сотрудники учреждения участвуют в диалоговых площадках в школах и гимназии. Небольшую презентацию «аб польскім часе» представят в кинотеатре «Юность» перед премьерным показом фильма «На другом берегу».
Наталия Ловчая считает, что каждое историческое событие влияет на судьбу народов, их культуру и менталитет. Белорусский народ в 1921 году по условиям Рижского мирного договора был разделен против воли. Граница проходила в районе старой дороги Раков — Минск. Польская власть по договору должна была предоставить населению равные права, которые бы обеспечивали свободное развитие культуры, языка и сохранение религиозных обрядов.
«Но обязательства не выполнялись. Проводилась политика полонизации, проявлялась религиозная нетерпимость, закрывались белорусские школы и гимназии. Ухудшилось положение рабочих. На Воложинщине для 85% населения источником заработка было сельское хозяйство. Бедные крестьяне вынуждены были работать за мизерную плату», — отметила Наталия Ловчая.
По ее словам, уже с 1921 года в Западной Беларуси стало действовать партизанское движение. В сохранившихся секретных документах говорится, что большинство населения высказывало недовольство польской властью, на предприятиях проводились забастовки.
«Смогли отразить дух и атмосферу того времени». Режиссер фильма «На другом берегу» о создании картины
В середине 1939 года внешнеполитическое положение Польши резко изменилось — между СССР и Германией был подписан пакт о ненападении, который был дополнен секретными протоколами, предусматривавшими раздел территории на сферы влияния. Советская армия 17 сентября начала освободительный поход в Западную Беларусь.
«В этот день был освобожден Воложин. В городе прошел митинг, где рабочие и крестьяне благодарили за освобождение от угнетения. В воспоминаниях участники тех событий отмечают, что население их встречало цветами. Везде угощали фруктами, молоком, звали в гости. Солдаты были под впечатлением от бедности и нищеты местечка. Встречались только единичные каменные строения — одни соломенные крыши. К Воложину вели узкие, плохие дороги. Основным транспортом были велосипед и лошадь. И мужчины, и женщины были одеты в домотканую одежду. Преобладала неграмотность» — рассказала директор музея.
После освобождения Воложина началась новая жизнь. Были национализированы промышленные предприятия, ликвидировано помещичье землевладение, введено бесплатное медобслуживание, открыты семилетние и начальные школы. Крестьяне стали объединяться в колхозы. Одному из них было присвоено имя «17 Сентября». Так же в честь знаменательной даты названа одна из улиц Воложина.
«Объединение белорусской нации имело великое историческое и политическое значение, — считает Наталия Ловчая. — Главное то, что практически все население белорусского этноса получило возможность жить вместе, совместно отстаивать свои интересы. Эта дата — 17 сентября — стала важнейшим шагом к независимости Беларуси. Единство позволило выстоять в годы Великой Отечественной войны. Объявление Дня народного единства подчеркивает преемственность поколений, самодостаточной белорусской нации, государственности».
В фондах музея хранятся оригиналы и копии документов тех лет. По их материалам сотрудники подготовили видеопрезентацию «На пути к единству».
Временная экспозиция «На пути к единству» в Воложинском музее действует по 30 сентября. На ней представлены документы и предметы, которые подтверждают насильственную полонизацию наших предков. Представленные материалы являются доказательством того, что население Западной Беларуси, в том числе Воложинского района, с 1921 по 1939 год было ограничено в своих политических, экономических правах и свободах, а также не имело возможности получать образование на своем родном языке.